Artec Leo помог в разработке самого сверхскоростного гоночного велосипеда Vorteq WX-R

Автор: Мэттью МакМиллион

Задача: Спортивной научно-производственной компании требовалось оцифровать несколько профессиональных гоночных велосипедов и получить 3D-модели с высоким разрешением, чтобы создать на их основе гоночный велосипед с непревзойденными аэродинамическими характеристиками.

Решение: Artec Leo, Artec Space Spider, Artec Studio, Geomagic Wrap

Результаты: Несколько гоночных велосипедов оцифровали профессиональным портативным 3D-сканером Artec Leo. Эти точные 3D-модели, полностью повторяющие геометрию рам и компонентов велосипедов, были подвергнуты КЭ-анализу и аэродинамическому моделированию. Затем инженеры объединили результаты анализа с 3D-данными, полученными с помощью ультраточного 3D-сканера Artec Space Spider, и разработали уникальный, единственный в своем роде гоночный велосипед.

Любой профессиональный велосипедист или участник гонок на Олимпийских играх точно знает, что его главный противник — это аэродинамическое сопротивление. Однако британская компания Vorteq совместно с инженерами из WX-R решили значительно облегчить задачу спортсменов и подошли к вопросу фундаментально: они создали велосипед, которому не страшно сопротивление воздуха (к слову, эта новинка уже наделала много шума в своей отрасли). Но как им это удалось? Дизайнеры и инженеры воспользовались революционной технологией сканирования портативным 3D-сканером, а также самым современным аэродинамическим моделированием, обширным опытом работы в САПР и, конечно же, проектировочным мышлением.

Трековый велосипед Vorteq WX-R

Хотя целых 80% сопротивления воздуха, с которым имеет дело велосипедист, напрямую связано с его собственным телом, и только около 20% — с велосипедом, эти показатели всё равно можно корректировать. Например, можно максимально увеличить аэродинамику тела велогонщика с помощью велокостюма Vorteq, который существенно сокращает коэффициент сопротивления по сравнению с обычной одеждой для этого вида спорта. Следующим логичным шагом является повышение аэродинамических характеристик самого велосипеда. Это позволит значительно уменьшить время и силы на преодоление трассы.  

Например, в течение 5-часового велоэтапа в триатлоне преодоление дистанции на аэродинамическом велосипеде по сравнению с обычным гоночным может привести к тому, что гонщик пересечет финишную черту на несколько минут раньше соперников. Но что, если велосипед будет еще быстрее и сможет значительно опередить даже самые мощные модели?

Вилка трекового велосипеда WX-R Vorteq

Многие десятки лет производители гоночных велосипедов стремятся разработать такие модели, которые будут лучшими на треке, однако по большей части их новинки повторяют дизайн конкурентов. Иногда в процессе разработки используются аэродинамические трубы и аэродинамическое моделирование. Однако по большей части в этом скоростном уравнении игнорируется важнейшая переменная в виде человека. Сами велосипедисты, их велосипеды и то, как они ими управляют, представляют собой настоящий кладезь знаний, который только предстоит изучить.

Инженеры-проектировщики Vorteq, дочерней компании TotalSim, имеют многолетний опыт работы с аэродинамическим моделированием, полученный во время подготовки к гонкам Формулы 1 и другим автомобильным соревнованиям. Они решали самые сложные инженерные задачи и представляли своим клиентам автомобили, оснащенные двигателем с наддувом. Теперь же они поставили перед собой другую задачу: создать самый быстрый в мире трековый велосипед.

Руль велосипеда Vorteq Tokyo Edition

На первом этапе проекта было необходимо оцифровать несколько профессиональных гоночных велосипедов и получить 3D-модели с высоким разрешением. После этого модели велосипедов должны были подвергнуться передовому аэродинамическому моделированию в сочетании с испытанием в современной аэродинамической трубе. Кроме того, очень важно было проанализировать кинезиологические особенности езды самих велосипедистов, а после этого объединить все полученные данные и создать самый лучший аэродинамический трековый велосипед, который получил название Vorteq WX-R.

Когда инженеры начали искать профессиональный портативный 3D-сканер, который бы соответствовал всем требованиям, включая безупречную точность, высокую скорость съемки и отсутствие проводов, то в результате тщательного отбора в поле зрения остался только один — Artec Leo. Это признанный беспроводной 3D-сканер, разработанный для оцифровки в завораживающем цвете объектов среднего размера. Он был порекомендован и предоставлен специалистам Vorteq амбассадором Artec 3D, компанией Central Scanning. 3D-сканер Artec Leo может оцифровать целый профессиональный гоночный велосипед всего за одну минуту.

Сканер Artec Leo

Вот что рассказывает об этом сотрудничестве Алекс Чанг из компании Central Scanning: «TotalSim, дочерней компанией которой является Vorteq, была первой организацией в Великобритании, которая приобрела флагманский 3D-сканер Artec Leo еще в январе 2019 года. С его помощью она реализовала самые амбициозные проекты. Специалисты Vorteq уже имели опыт работы с продуктами Artec, поэтому эффективно воспользовались высокой скоростью, портативностью и маневренностью сканера Artec Leo, который кардинально изменил их подход к проектированию велокостюма. С появлением этого 3D-сканера инженеры начали оцифровывать спортсменов прямо на велосипедах. Они повторили такой подход и в процессе проектирования велосипеда Vorteq WX-R: в этот раз эксперты в полной мере воспользовались беспрецедентной мощью сканирования и гибкостью Leo для создания действительно поразительного гоночного велосипеда. Central Scanning гордится своим инновационным сотрудничеством с TotalSim и Vorteq».

3D-сканирование гонщика и велосипедиста в аэродинамической трубе SSEH с помощью Artec Leo

Инженер-метролог из Vorteq Сэм Килтер рассказал, как проходил процесс сканирования: «Сначала мы сняли нашим 3D-сканером Leo несколько велосипедов и получили их точные цифровые модели, а затем сравнили их в системе аэродинамического моделирования. Это позволило понять разницу в их аэродинамическом сопротивлении. Затем мы внесли в 3D-модели структурные корректировки и модификации, чтобы повысить эффективность велосипедов. Такой подход позволил нам взять самое лучшее из разных велосипедов и соединить из в одной модели, которая и легла в основу этой новинки».

Далее Килтер пояснил, что параллельно с процессом проектирования они анализировали движения самих велосипедистов в аэродинамической трубе в Silverstone (SSEH), чтобы понять, как именно спортсмены прикладывают силы, и каким образом эти движения сказываются на всем велосипеде. В результате такого анализа были получены бесценные данные, которые сыграли важнейшую роль в разработке новой модели.

Инженер также привел пример того, как 3D-сканирование помогло даже на этом промежуточном этапе разработки. Так, специалисты поместили велосипед каждого гонщика на подвесную экспериментальную установку и подвергали его различным видам нагрузки на шатун. В результате такого эксперимента рама немного деформировалась, а специалисты замеряли появившиеся на ней изгибы и кривизну. Эксперименты продолжались вплоть до максимальных нагрузок, чтобы воссоздать характер вращения, которое проходит от педалей через шатун на колесную ось. Чтобы максимально точно зафиксировать каждое изменение рамы, был использован 3D-сканер Artec Space Spider. Именно на основе его сканов удалось обнаружить те части рамы, которые деформировались от нагрузок.

«Мы обнаружили, что конструкции прогибались значительно, — продолжает Килтер, — поскольку все рамы, которые мы сканировали, были изготовлены из углепластика. В то же время мы понимали, что такие деформации неизбежны, поскольку нагрузки были действительно высокими. Нашей задачей было не столько предотвратить деформации, сколько проанализировать эти изменения, потому что мы уже слышали от спортсменов, как они любят свои велосипеды, а также их гибкость и скорость реагирования. Однако слишком большой изгиб увеличивает нагрузку на гонщика, поскольку передаваемая колесам энергия просто рассеивается по раме. Нам нужно было понять, где именно происходит деформация».

Зафиксированное положение зажима подседельного штыря велосипеда Vorteq Tokyo

Килтер с командой специалистов Vorteq разработали собственный процесс постобработки сканов, полученных с помощью Artec Leo. На первом этапе сканы импортируются в программу для постобработки Artec Studio, которая безупречно быстро работает со сканами велосипедов. Затем эксперты проверяют качество и достаточность полученных данных. Как уточняют сами инженеры, «проблем никогда не было, но хотя бы бегло осмотреть сканы не помешает». После этого иногда используется инструмент «Ластик», который позволяет убрать со скана ненужные данные. Наконец, запускается глобальная регистрация с установленными по умолчанию настройками (они подходят идеально, поэтому участия команды Vorteq не требует).

Второй этап заключается в создании моделей, или склейке. Килтер использует режим «Четкая склейка», который максимально точно передает все сложные геометрические детали компонентов и жестких конструкций, необходимые для получения модели велосипеда. Для сравнения: в процессе постобработки сканов для создания велокостюма лучше подходил режим «Гладкая склейка», поскольку он лучше учитывает органические анатомические поверхности тела человека. После этого модель в формате OBJ экспортируется в Geomagic Wrap, где проходит еще несколько дополнительных этапов разработки. Затем полученная 3D-модель выгружается в систему аэродинамического моделирования.

Переднее колесо велосипеда Vorteq Tokyo 4 Spoke

После завершения этапов изучения и разработки нужно было воплотить новинку в жизнь. Для этого Vorteq обратилась к британской компании Worx, которая раньше выпускала собственные велосипеды, но они, конечно же, были далеки от Vorteq WX-R.

Суперсовременный Vorteq WX-R уже принял участие в нескольких гонках, а также заявлен на участие в Олимпийских играх в Токио. На чемпионате мира по трековому велоспорту спортсменам в полной экипировке удалось завоевать две медали, показать 3 лучших результата за всю историю гонок, установить 2 национальных рекорда и один новый рекорд Азии.

Азизулхасни Аванг мчится к победе на велосипеде Vorteq WX-R на чемпионате мира по трековому велоспорту 2020 в Берлине

Кроме создания самых быстрых в мире велокостюмов и трекового велосипеда, Vorteq также предлагает целый ряд услуг по 3D-сканированию в этой сфере. С помощью 3D-сканеров Artec Leo и Space Spider специалисты с радостью решат любую велозадачу либо в своем офисе в Великобритании, либо в любой точке планеты.

Связаться с нами

Vorteq uses Artec Leo to engineer the ultrafast WX-R racing bike to life

By Matthew McMillion

Challenge: A sports R&D company needed to digitally capture a range of professional racing bikes in high-resolution 3D for use in creating an extremely aerodynamic racing bike.

Solution: Artec Leo, Artec Space Spider, Artec Studio, Geomagic Wrap

Results: Multiple racing bikes were captured in 3D using a professional handheld scanner, Artec Leo. These precise 3D models, featuring the exact geometries of the bikes' frames and components, were synergized in FEA and CFD analyses along with 3D data from Artec Space Spider ultra-precision 3D scanner for designing a singularly exceptional track bicycle.

In the universe of professional and Olympic cycling, drag is certainly a drag. But now through the use of the latest handheld 3D scanning technology combined with cutting-edge CFD (computational fluid dynamics) analysis, CAD expertise, and design thinking, Vorteq, a UK-based company, in partnership with the engineers at WX-R, have created a bike that slices through the air and is already making waves throughout the cycling industry.

The Vorteq WX-R track bike (image courtesy of Vorteq)

While up to 80% of air resistance, or drag, that a cyclist has to deal with is due to their body, and the remaining 20% or so comes from their bike, those numbers aren’t etched in stone. Let’s say that a rider’s body is already as aerodynamic as possible, for example by wearing a Vorteq skinsuit, which reduces their CdA (drag coefficient x area) dramatically compared to regular cycling clothing. The next logical step in the quest for marginal gains is to focus on streamlining the bike itself. By doing so, the savings in time and energy can be striking.

For example, over the course of a 5-hour triathlon cycling stage, the difference between having an aerodynamic bike versus a regular racing bike can mean surging across the finish line minutes sooner. But what about a bike that’s even faster, one that can break away from even the strongest pack?

The WX-R Vorteq track fork (image courtesy of Vorteq)

For decades now, racing bike manufacturers have strived to make their machines the best on the asphalt, yet for the most part they’ve modeled their designs after those of competitors. Occasionally wind tunnels and CFD testing have been used along the way. However, one crucial aspect has mostly been ignored: the human facet of the velocity equation. The riders themselves, their bikes, as well as specifically how they ride them, together represent a veritable encyclopedia of data just waiting to be read.

Using their many years of CFD expertise gained via working with Formula 1 and motorsports, solving the toughest engineering challenges and delivering supercharged solutions for their clients, the design engineers at Vorteq, a TotalSim company, turned their sights on the goal of creating the world’s fastest track bike.

The Vorteq Tokyo Edition handlebar (image courtesy of Vorteq)

The first phase of the project required digitally capturing a series of professional racing bikes in high-resolution 3D. Following the scanning, the 3D models of the bikes would be used for cutting-edge CFD analysis combined with the latest wind tunnel testing and research, including analyzing the kinesiological riding habits of the cyclists (the owners of the bikes) themselves, and after this, to bring together everything for creating the ultimate aero track bike, the Vorteq WX-R.

When it came to searching for a professional handheld 3D scanner that could meet all their requirements for unquestionable accuracy, speed of capture, and wireless capabilities, only one scanner was left in the running: the Artec Leo, an award-winning, cable-free 3D scanner designed for capturing medium-sized objects in breathtaking color. Recommended and supplied to Vorteq by Artec 3D Ambassador Central Scanning, the Artec Leo can entirely capture a professional racing bike in under one minute.

The Artec Leo

In the words of Central Scanning’s Alex Chung, “TotalSim, Vorteq’s parent company, were the first in the UK to receive the flagship Artec Leo back in Jan 2019, and with it they’ve gone from strength to strength. Having already been experienced Artec users, Vorteq quickly leveraged the increased speed, portability and maneuverability of the Artec Leo to make it a game changer in their skinsuit design workflow, where they use it for 3D capturing cyclists on their bikes in-situ. And now with the Vorteq WX-R project, they’ve done it again, this time taking full advantage of Leo’s unmatched synergy of scanning power and flexibility to help create a racing bike that is truly remarkable. Central Scanning are proud to support TotalSim and Vorteq as partners in innovation.”

3D scanning a rider and bike in the SSEH wind tunnel with Artec Leo

Vorteq metrology engineer Sam Quilter explained how they performed the scanning, “With our Leo, we scanned a range of bikes to get precise digital models, and then compared them in our CFD system to see what the drag differences were, followed by making structural adjustments and modifications to the 3D models to enhance performance. That way, we were able to extract the best from multiple bikes and bring them together into one design, which we moved forward with.”

Quilter continued, “At the same time, while we were going through the design process, we analyzed the riders of these bikes in the wind tunnel at Silverstone (SSEH), to understand exactly how they put down power and how this influences the entire bike. There was a huge amount of highly-valuable data gained in doing so, and that was a crucial factor in the ongoing bike design.”

“To give you one example of how 3D scanning helped even during this middle stage of development, we put each rider’s bike into a mounted rig and then applied various levels of load to the crank area, adding in some warp to the frame, to see how much flex and bend were taking place. This was done all the way up to peak power generation, to recreate the physics of torque going through the pedals, through the crank, and out into the wheel axles. We then used our Artec Space Spider 3D scanner to precisely capture the bike’s frame during this, and from those scans we generated deviation plots showing exactly how and where the frames were flexing.”

“There was substantial deviation, because all the frames we were scanning were carbon fiber. And there will be a certain amount of flex when you’re putting that much power down. We wanted to quantify this, because we know from the riders’ feedback that they love their bikes, as well as their levels of flex and responsiveness. Yet too much flex will sap some of the energy away from the rider, since that’s power taken away from the wheels and dissipating into the frame. We also needed to understand where the flex was taking place.”

The Vorteq Tokyo fixed position saddle mount (image courtesy of Vorteq)

Quilter and the team at Vorteq created their own workflow for processing scans from Artec Leo. It looks like this, “We import the scans into the post-processing software, Artec Studio, which in the case of a bike scan, is unquestionably fast. Then we check to make sure everything looks good and is all there. This is never a problem, but it’s always smart to make at least a cursory glance. Following this, we may use the Eraser tool here or there to remove whatever unwanted data exists in the scan. Then we do a Global Registration with the default settings, as these work flawlessly for us.

Quilter continued, “From this point, we’ll do a Sharp Fusion, since we’re working with components and rigid structures, whereas when we’re processing a body scan for a skinsuit, considering the organic anatomical surfaces of the human body, a Smooth Fusion is most appropriate. In contrast, Sharp Fusion retains all the complex geometrical detail we need for the bike model. Then we export it as an OBJ file into Geomagic Wrap, where we carry out a few additional design steps prior to sending the resulting 3D model over to our custom CFD system.”

The Vorteq Tokyo 4 Spoke front wheel (image courtesy of Vorteq)

Following the research and development phase, to bring their creation to life, Vorteq partnered with British bike manufacturer Worx, a company that has made their own track bikes in the past, but nothing like the Vorteq WX-R.

The Vorteq WX-R has already been racing in competitions, and is scheduled to take part in the Tokyo Olympics. Its full outing at the UCI Track world championships contributed to two medals, 3 lifetime bests, 2 national records, and a new Asian record.

Azizulhasni Awang sprinting to victory on a Vorteq WX-R at the 2020 UCI Track Cycling World Championships in Berlin (photo courtesy of Vorteq)

In addition to creating the world’s fastest skinsuits and track bike, Vorteq also offers an array of cycling-related 3D scanning services with their Artec Leo and Space Spider scanners, whether in-house at their UK office or anywhere around the world.