Как сканеры Artec оцифровывают крупные объекты с обилием сложных деталей

Задача: В рамках проекта по 3D-съемке крупных объектов с участками различной сложности было необходимо отсканировать каяк со множеством мелких элементов (всего — около 60). Оцифровку решено было проводить двумя портативными 3D-сканерами, данные с которых можно было бы свести в одну 3D-модель.

Решение: Artec Leo, Space Spider, Artec Studio, ZBrush

Результат: Каяк и все его компоненты были без особого труда реконструированы в 3D с помощью сканеров Artec Leo и Space Spider, поворотного столика Artec Turntable, а также программы для 3D-моделирования ZBrush.

Когда нужно оцифровать крупные объекты с большим количеством мелких деталей, даже профессионалы в сфере сканирования могут испытывать сложности с выбором подходящих инструментов. С подобной задачей может, например, столкнуться специалист по тюнингу автомобилей, которому дали несколько часов на то, чтобы отсканировать Lamborghini изнутри и снаружи, а затем разработать идеально подходящие компоненты и детали, соответствующие требованиям заказчика. Или же инженер из авиакосмической отрасли, у которого есть всего пара дней для оцифровки кабины пилотов Airbus A380 и создания 3D-модели с субмиллиметровой точностью для использования в приложении виртуальной реальности.

Пьетро Мелони из ShareMind сканирует объект с помощью Artec Leo

Пока инженер сидит и думает, как ему точно оцифровать и обработать всю приборную панель, восемь дисплеев, а еще все переключатели, кнопки и рычаги управления, часы неумолимо продолжают отсчитывать минуты. А ведь кроме мелких деталей в кабине пилота есть еще довольно большие кресла, не говоря уже о том, что нужен и общий 3D-скан всего этого пространства.

То, что на первый взгляд кажется делом несложным, быстро превращается в многоэтапный проект, который может затянуться на несколько недель. Но не в нашем случае.

Такие сценарии, как тот, что описан выше, вдохновили Пьетро Мелони, главу компании ShareMind (дистрибьютера Artec в статусе амбассадора), на то, чтобы разработать простой и понятный алгоритм для оцифровки крупных объектов («выше человеческого роста») с обилием деталей и быстрого создания предельно точных 3D-моделей.

В качестве тестового объекта Мелони выбрал трехметровый каяк, поскольку в нем есть и большие участки поверхности с относительно простой геометрией, и множество компонентов с мелкими деталями, мягкими материалами и углублениями, до которых сложно добраться.

Основным сканером для проекта стал Artec Leo — инновационный портативный 3D-сканер с технологией беспроводной съемки. Leo обрабатывает кадры в режиме реального времени и выводит их на встроенный сенсорный дисплей. Такое решение идеально подходит для съемки объектов среднего размера, например, людей, предметов мебели и даже автомобилей, позволяя получать цветные 3D-модели с высоким разрешением и точностью до 0,1 мм. С ним очень легко работать: достаточно нажать на кнопку и запустить сканирование, поэтому с оцифровкой справится даже новичок.

Artec Leo готов продолжить сканирование каяка

Съемка всей поверхности каяка, на которой почти 60 различных элементов, заняла у Мелони всего пять минут. Он просто обошел его со сканером Leo в руках и затем за 13 минут обработал данные в программе Artec Studio. Однако он не был на 100% доволен результатом. Он поставил перед собой задачу найти самый лучший способ создания настолько качественной 3D-модели, что она смогла бы пройти любую экспертную проверку. Вскоре Мелони понял, что более сложные детали каяка можно оцифровать другим сканером, Artec Space Spider.

Портативный 3D-сканер Space Spider делает сканы метрологической точности (до 0,05 мм), идеально подходя для реверс-инжиниринга и контроля качества. Он способен снимать сложную геометрию объектов и узкие поверхности, а также незаменим при оцифровке участков небольшого размера.

Artec Space Spider

Как говорит Мелони, «Многие клиенты ошибочно считают, что один 3D-сканер может идеально оцифровывать абсолютно всё: от изящного кольца с изумрудом до циркового шатра. Но вам ведь не придет в голову расчищать заросли в джунглях скальпелем, а в операционной использовать мачете. Так же и в сканировании: каждый сканер разработан для конкретных целей. ПО Artec Studio 15 позволяет очень легко объединять данные с нескольких сканеров Artec и за считаные минуты получать феноменальные 3D-модели».

Приближенное изображение 3D-модели каяка с оцифрованными ручкой, тросом и другими мелкими деталями

Вторым направлением проекта было решение проблемы, связанной с оцифровкой мягких и гибких элементов, например, тросов. Эти тонкие канаты растянуты между разными секциями корпуса из стекловолокна. При переворачивании каяка (например, чтобы снять его днище) эти канаты пусть немного, но смещаются. Это приводит к тому, что их приходится сканировать повторно, что занимает больше времени при традиционных методах 3D-съемки.

Задняя часть 3D-модели каяка. Здесь хорошо видны тонкие тросы и другие элементы, которые не имеют фиксированной формы.

Как воссоздать в 3D элементы, которые меняют форму в зависимости от положения? Напрашивалось очевидное решение — домоделить их в ZBrush. Мелони уже работал с этой программой, так что данный способ представлялся ему оптимальным: «В конце концов, есть много примеров похожих материалов и деталей, например, это шнурки, ремешки на сумках, да мало ли что ещё… Если их быстрее и проще смоделировать, а потом интегрировать в основной 3D-скан, почему бы этого не сделать?»

Пьетро Мелони использует ZBrush, чтобы доработать мелкие элементы.

Наконец, надо было отсканировать мелкие компоненты, расположенные в тесной внутренней части каяка. Из-за небольшого расстояния между этими и другими объектами было невозможно отснять их со всех необходимых ракурсов. Например, держатель для удочки был расположен в углублении в центральной части каяка. Именно на этом этапе Мелони решил отсоединить эти элементы и отсканировать их отдельно.

План сработал. Всего несколько минут потребовалось, чтобы снять эти элементы с каяка. Затем с помощью Space Spider Мелони отсканировал каждый объект на поворотном столике Artec Turntable. Он синхронизирован со сканером, поэтому в тех случаях, когда сканер теряет трекинг, столик поворачивается на несколько градусов назад и ждет возобновления трекинга, после чего снова начинает вращаться.

После оцифровки этих объектов Мелони совместил их со сканом всего каяка непосредственно в Artec Studio. «На самом деле, этот процесс совсем несложный. Обработать каждый скан и соединить всё вместе оказалось проще простого. В результате каждая деталь выглядит так, словно она была отсканирована вместе с остальными элементами. Такой процесс можно повторить со сканами, снятыми на любой 3D-сканер Artec: от Micro до Ray. Примечательно, что даже новичок может научиться этому всего за несколько минут».

Для нескольких объектов, которые не могут держать форму, например, для ручек, Мелони решил сделать держатели, отпечатанные на 3D-принтере, чтобы эти элементы можно было отсканировать точно в том же положении, в котором они находятся на каяке.

3D-печать держателей для сканирования объектов на столике Artec Turntable

Отпечатанные на 3D-принтере держатели фиксируют ручку каяка на столике Artec Turntable при съемке сканером Artec Space Spider

Далее Милони описывает процесс обработки данных в Artec Studio: «В Artec Studio 15 я легко совместил все сканы. Затем произвел Глобальную регистрацию, Четкую склейку с функцией заполнения прогалов, Быструю оптимизацию меша и Текстурирование. Это я делал для скана каждого элемента: начиная с корпуса и заканчивая отдельными деталями».

«Функция группировки объектов в Artec Studio 15 значительно упростила весь ход работы. Во время съемки каяка с помощью Leo все сканы автоматически отправлялись в отдельную папку, а когда я продолжил оцифровку мелких деталей сканером Space Spider, для них тоже были созданы собственные папки. Когда приходится работать с таким большим объемом данных, их автоматическая систематизация позволяет значительно ускорить обработку».

Скриншот модели каяка в Artec Studio 15: почти 60 элементов автоматически рассортированы по группам

«Хочу добавить, что, когда дело дошло до съемки и обработки мелких элементов, я использовал те же этапы работы, что и для корпуса каяка, однако в процессе оцифровки с помощью Space Spider (и столика Artec Turntable) я включал функцию автоматического удаления опоры, а затем в ходе обработки данных также использовал фильтр Удаление полигонального шума».

Скриншот программы Artec Studio 15 в процессе Глобальной регистрации корпуса каяка и его элементов

Когда все сканы были обработаны и совмещены, нужно было переходить к тросам каяка. Моделирование в ZBrush заняло считаные минуты. Мелони смоделировал каждый из элементов, которые иным способом воссоздать проблематично, прямо на модели каяка.

Скриншот Artec Studio 15 показывает плотность различных участков: это позволяет легко выбрать необходимую плотность каждого из объектов и уменьшить размер всей модели

«Поскольку эти элементы по большей части выполняют декоративную функцию, 3D-моделирование было самым подходящим решением. Однако если бы нам были нужны их точные размеры (например, для реверс-инжиниринга или контроля качества), нам бы пришлось воспользоваться сканером Space Spider. Сканы, сделанные им, могут использоваться для получения точных размеров тросов и других элементов», — добавляет Мелони.

Готовая 3D-модель каяка со всеми элементами

Что касается использования нескольких 3D-сканеров и дополнительных инструментов для получения оптимальных результатов, Мелони убедился, что такой новый подход работает на все 100. Он значительно сократил общее время обработки данных, а окончательная 3D-модель была готова на несколько дней раньше, чем предполагалось. Автор проекта призывает пользователей не бояться экспериментировать.

«Да, поначалу мне действительно пришлось потратить чуть больше времени, чтобы наладить весь процесс и включить в него не один сканер и не одну программу. Если вы хотите уверенно оцифровывать крупные объекты с большим количеством деталей разного размера, к этому следует подготовиться заранее».

Мелони продолжает: «И когда вы завершаете подобные проекты на несколько часов или даже дней раньше, чем ожидалось, вы понимаете, что сделали правильный выбор. Результаты того стоят: нам действительно следует экспериментировать и разрабатывать новые подходы».

«Представьте, что вы каждое утро добираетесь на работу исключительно на машине. А что будет, если однажды если город будет стоять в пробке, и машины просто застрянут на улицах? В таких случаях не помешает уметь ездить на велосипеде или пользоваться общественным транспортом».

Подняв планку работы еще выше, Мелони недавно взялся за проект, в котором с помощью Artec Ray и Artec Leo он оцифровывает древнюю римскую крепость в высоком разрешении. В будущей 3D-модели каждая деталь (размером до миллиметра) будет точно расположена на своем месте. Как считает сам Милони, это станет «идеальным проектом сохранения культурного наследия». Можно будет отпечатать на 3D-принтере уменьшенные копии здания для музеев и частных коллекций, а также использовать модель для создания реалистичной среды в виртуальной реальности или даже в дополненной реальности с эффектом присутствия.

Пьетро Мелони устанавливает сканер Artec Ray для 3D-съемки внутреннего дворика древнеримской крепости

Он описывает перспективы этого проекта так: «Посетители смогут увидеть 3D-голограммы, видео и даже анимированных героев многовековой истории замка. Такое использование современных технологий позволяет оживить историю на глазах у юных и взрослых зрителей. Можно ли придумать лучший способ сохранить эти бесценные памятники, чем рассказать о них современникам так, чтобы они это запомнили навсегда?»

How Artec scanners capture large objects with clusters of complex parts

Challenge: As a test project for scanning large objects with multiple areas of complexity, to quickly capture a kayak with approximately 60 smaller parts using two handheld 3D scanners and transform the scans into a single, highly-realistic 3D model.

Solution: Artec Leo, Space Spider, Artec Studio, ZBrush

Results: Using Artec Leo and Space Spider, along with Artec Turntable and ZBrush 3D modeling software, the kayak and all its components were easily scanned and turned into a remarkable 3D model, without complications.

When faced with digitally capturing large objects with multiple areas of high detail, even scanning pros can feel a sense of uneasiness on how to best proceed. This could be an auto customizer with just half an afternoon to scan the interior and exterior of a Lamborghini for designing custom, perfectly-fitting components and mods. Or an aerospace engineer assigned to scan an Airbus A380 cockpit and transform it into a VR-ready, submillimeter-accurate 3D model in mere days.

ShareMind’s Pietro Meloni scanning with Artec Leo

The clock keeps ticking as the engineer sits there wondering how he’s going to precisely capture and process the entire instrument panel, its eight displays, plus all the switches, buttons, joysticks, etc. Not to mention the seats and the entire architecture of the flight deck.

What may at first appear to be a straightforward scanning task can quickly turn into a multi-phase project that stretches out into weeks. But it doesn't have to be that way.

These types of scenarios inspired Artec Ambassador ShareMind’s Pietro Meloni to create a streamlined workflow to painlessly capture and transform multifaceted, “larger than human-sized” objects into astoundingly-accurate 3D models in a fraction of the time.

As a benchmark object, Meloni chose a 3-meter-long kayak, since it features both large expanses of relatively simple geometry, along with multiple components with high detail, soft materials, and even recessed, difficult-to-reach parts.

He selected the Artec Leo as his primary scanner for the project. Leo is a revolutionary, portable 3D scanner that’s entirely wireless, with onboard processing and a rear touchscreen for monitoring your scan in real time. Ideal for capturing medium-sized objects such as people and furniture and even cars in high-resolution color 3D (up to .1 mm accuracy), Leo makes it easy for anyone from beginner to pro to simply push the button and start scanning.

Artec Leo ready to continue scanning the kayak

With Leo in hand, Meloni captured the entire kayak along with its nearly 60 parts in 5 minutes. He then processed the scans in Artec Studio software in 13 minutes. But he wasn’t 100% satisfied with the results. His goal was to find the best way possible to create a 3D model so exquisite that it could withstand expert inspection. Meloni soon understood that the more complex aspects of the kayak would benefit from the use of another scanner, the Artec Space Spider.

A metrologically-accurate (up to .05 mm) handheld 3D scanner, Space Spider excels at reverse engineering and quality control, with its ability to capture complex geometries and thin surfaces, and is highly suitable for scanning small-sized areas.

Artec Space Spider

In Meloni’s words, “Just as you wouldn’t bring a scalpel to the jungle, or a machete to the operating room, each scanner is excellent at what it’s designed for. And Artec Studio 15 makes it incredibly easy to combine scans from multiple Artec scanners so you can create phenomenal 3D models in minutes.” He continued, “Many customers mistakenly imagine that one 3D scanner can perfectly capture everything from a delicate emerald ring all the way up to a circus tent.”

Close-up of final kayak 3D model to show handle, cordage, and other small parts

The second aspect of the project that needed to be addressed was how to deal with soft, flexible elements, such as the kayak’s cordage. These thin ropes are stretched across various sections of the fiberglass watercraft. When the kayak is moved, to capture the underside, for example, this cordage changes position, even ever so slightly. This results in double exposures in the scans, which are time-consuming to deal with via conventional methods.

Rear of the kayak 3D model, showing the thin cordage and other soft elements

What immediately came to mind is the possibility of using ZBrush to model these soft elements. Having experience with the software, Meloni decided that, “After all, there are many examples of materials and components with similar properties on objects that need scanning, whether they’re shoelaces or shoulder straps on a purse, or countless others...so if there’s an easier, faster way to model them and integrate them into a high-resolution 3D scan, I’m all for it.”

Pietro Meloni using ZBrush to touch up some of the smaller components of the kayak

The final issue was how to scan several small components located in the cramped space of the kayak’s interior. Because of the short distances available between these and other objects, accessing them at every necessary angle of capture wasn’t possible. For example, the fishing rod holder, snugly recessed in the center of the kayak. That’s when Meloni decided to disassemble these parts and scan them separately.

This proved to be highly successful. It took just a handful of minutes to dismount all the parts. He then scanned each object using Space Spider and Artec Turntable, which are perfectly synchronized together, so in case the scanner ever loses tracking, Turntable rotates back a few degrees and waits till tracking is regained, then commences turning again.

Once scanned, Meloni smoothly merged each of these separate objects with the kayak directly in Artec Studio. “The process is actually very simple. It was straightforward to process each scan and combine it with the kayak. The results made it seem as if each part was right there all along. You can do this with scans from any Artec 3D scanner, from Micro to Ray, and it’s so easy to do that even a beginner can learn how in just a few minutes.”

For a few of the soft parts, such as the handles, Meloni decided to create a few simple 3D-printed supports, so these elements would be captured in exactly the same positions they held on the kayak.

3D printing the scanning supports for use with Artec Turntable

3D-printed supports suspending a kayak handle on Artec Turntable, for scanning with Artec Space Spider

Meloni explained his Artec Studio scan processing workflow:

“Using Artec Studio 15, I aligned the scans without difficulty. Then I used Global Registration, waterproof Sharp Fusion, Fast Mesh Simplification, and Texturing. This is the workflow I followed for each element of the project, starting with the hull, and then for each separate part.”

He continued, “Artec Studio 15 greatly simplified the process for me with its Groups feature. While capturing the kayak, my Leo scans were automatically funneled into one folder, and then when I moved on to scan with Space Spider, for the small parts, all of those were grouped into their own separate folders. When you’re dealing with so many scans, having this kind of automatic organization makes a dramatic difference.”

Artec Studio 15 screenshot of the Kayak model, with its nearly 60 parts automatically organized into groups

“I need to add that when it came to scanning and processing the small components, I used the same steps as I did for the kayak’s hull, but with the Space Spider (using Artec Turntable) scans, during the scanning I had Automatic Base Removal turned on, and then during processing I also used the Outlier Removal filter.”

Artec Studio 15 screenshot highlighting Global Registration of the kayak hull and components

With all the scans completed and integrated together, it was time to focus on the cordage. The ZBrush modeling went perfectly, and within minutes, Meloni had modeled each of these once-elusive soft elements directly upon the kayak model itself.

Artec Studio 15 screenshot highlighting scan densities, making it easy to choose the right density for each object and efficiently reduce the overall size of the entire model

“Because these elements serve more of a decorative function, they were ideal for such rapid 3D modeling, but if we had needed to capture their exact dimensions, for reverse engineering or quality control, for example, then we would’ve needed to use Space Spider to obtain far more accurate measurements of the cordage and other parts,” Meloni said.

The final 3D model of the kayak, with all elements in place and ready to go

In terms of bringing in multiple 3D scanners and additional tools to achieve better results, Meloni confirmed the success of this novel approach. It greatly reduced the total processing time needed, and the final 3D model was ready days earlier than expected. He encourages users to try new things.

“Yes, at first it does add a bit of extra time and complexity to your workflow, when you incorporate more than one scanner and software solution. But if you want to confidently take on projects with large objects that have numerous sections of high detail, you need to prepare for this, for when the time comes.”

Meloni went on, “And when you reach the end of such projects, hours or even days ahead of time, you’ll know that you’ve made the right choice. This makes perfect sense, how we need to experiment and create our own effective workflows.”

“If I use only my car to go to work every morning, what happens when one day there’s a huge traffic jam, with cars backed up across the city? Better then to also know how to use a bicycle or public transportation.”

Setting his sights even higher, Meloni recently embarked upon a project to use Artec Ray and Artec Leo to capture an ancient Roman castle in high-resolution digital perfection. With every detail accurately in place, down to the millimeter, the resulting 3D model will be, in Meloni’s words, “Ideal for use in cultural preservation, which could mean 3D printing small-scale models for collectors or museums, or to use the model for a lifelike VR environment, or even within a highly-immersive AR simulation.”

Pietro Meloni preparing Artec Ray to capture the inner courtyard of an ancient Roman castle

He elaborated on the potentials of this, “Visitors to the castle could then experience and interact hands-free with 3D holograms, videos, and even animated characters from the centuries-long history of the castle. Such use of technology truly brings history to life for visitors young and old. What better way to preserve these treasures of the past than by bringing their stories into the present so unforgettably.”