Трёхмерная анатомическая визуализация: сканирование костей для воссоздания внешнего вида людей и животных

Кратко: В течение многих лет эксперты-криминалисты трудятся над воссозданием внешнего облика наших предков. Сегодня с помощью современных достижений науки и техники, среди которых 3D-сканирование, эта мечта становится реальностью.

Задача: С помощью портативных 3D-сканеров оцифровать черепа и кости древних людей и животных. Создать их точные 3D-модели для просмотра и печати, чтобы увидеть, как они выглядели на самом деле.

Инструменты: Artec Eva, Space Spider, Artec Studio

Недавнее дополнение к судебно-экспертному реконструкционному набору Университета Данди в Шотландии – 3D-сканер Artec Eva – помогает учёным в проведении исследований.

Насколько похожими на нас были предки человека и древние люди? Поиском ответа на этот вопрос занимаются художники и учёные, такие как д-р Кристофер Ринн и Кэролайн Эролин из Университета Данди, Шотландия. Кэролайн и Кристофер специализируются на трёхмерной анатомической визуализации и могут воссоздать внешний вид когда-то жившего человека по костям его черепа.

Лицевая реконструкция в археологии очень востребована среди музеев и создателей документальных фильмов. Среди последних работ – воссоздание лица «Танкертонского человека» для музея Биггар и Верхнего Клайдсдэйла в Шотландии. Череп был найден в каменном погребальном ящике в шотландской деревне Танкертон в 1970 году, радиоуглеродный анализ помог примерно датировать  находку между 2460 и 2140 гг. до н.э., предположительно это череп мужчины в возрасте от 18 до 25 лет.

«Танкертонский человек», образ воссоздан Университетом Данди. Изображение предоставлено ВВС.

Работа Кэролайн и Кристофера не ограничивается только лишь археологической лицевой реконструкцией. В настоящее время они ведут магистратуру в области медицины, судмедэкспертизы и идентификации лиц в университетском Центре анатомии и судебно-медицинского опознания (CAHID). Они работают с директивными органами, активно участвуя в медицинских и судмедэкспертных делах и лицевой идентификации, предоставляя улики для системы уголовного правосудия Соединенного Королевства.

Недавно Центр обратился к золотому партнеру Artec, компании Patrick Thorn & Co., для приобретения 3D-сканера Artec Eva в комплекте с обучающим материалом, который стал очередным шагом Центра в улучшении и обновлении текущих средств воссоздания и изображения.

Патрик Торн, директор компании, собственноручно установил систему и провел однодневное практическое занятие, посвященное сканеру и возможностям ПО Artec Studio, используемого при сканировании и пост-обработке. Его визит совпал с посещением CAHID командой документалистов Би-би-си, которая снимала эпизод с участием Кристофера, посвященный лицевой реконструкции, для программы «Inside Out», которая освещает события и расследования по всему Соединенному Королевству.

Кадр из программы BBC «Inside Out»: д-р Кристофер Ринн объясняет зрителям процесс лицевой реконструкции.

«Этот сканер стал очень популярен среди студентов, которые, помимо прочего, изучают технику лицевого реконструирования в судебно-медицинской экспертизе, которая поможет в опознании неидентифицированных останков», – говорит Кэролайн Эролин. «Студенты обычно оттачивают свои навыки на моделях черепов, полученных с помощью КТ (компьютерной томографии), не на настоящих останках. Но теперь мы можем сканировать и настоящие черепа».

Процесс реконструкции включает в себя воссоздание лицевых мышц. Их можно вылепить из глины по отливке, либо смоделировать цифровым способом на отсканированном объекте в программе. Кэролайн отмечает ряд преимуществ в работе со сканированным объектом: процесс не наносит повреждений черепу, а по окончанию оцифровки все слои реконструкции отсканированного объекта могут быть рассмотрены и изменены в индивидуальном порядке. По завершении, итоговая лицевая реконструкция может быть сравнена с лицом живого человека.

Один из разделов обучения включает в себя реконструирование лицевой мускулатуры из воска для создания детальной и максимально приближенной к оригиналу анатомической модели. Это помогает в преподавании лицевой анатомии и в приобретении навыков скульптора для эффективной работы с реконструкциями вышеописанным методом. Некоторые студенты использовали Artec Eva для сканирования своих моделей и создания их цифровых версий, к которым можно получить доступ через сайт Artec Viewshape, и через прочие галереи 3D-моделей.

Скан из курсовой работы студента магистратуры судебно-медицинских наук, изображающий зевающего человека, в Artec Studio.

Еще одним проектом, которым занимаются сотрудники CAHID, является оцифровка зоологической коллекции Д’Арси Томпсона. Зоологический музей Университета содержит множество примечательных экспонатов, собранных по всему миру. Коллекцию можно посмотреть в Интернете. Большинство экспонатов были собраны самим знаменитым сэром Д’Арси Вентвортом Томпсоном, первым профессором биологии в Данди, автором широко известной книги 1917 года «О росте и форме».

Цель оцифровки – сделать коллекцию доступной всем: широкой общественности, местному населению, так же, как работникам университета и студентам. После окончания сканирования предполагается создание виртуального онлайн-музея, где трехмерные модели экспонатов можно будет рассмотреть подробнее. Некоторые модели также будут напечатаны на 3D-принтере, и с ними можно будет проводить занятия на днях открытых дверей или привозить в школы.

Кэролайн сканирует скелет гориллы в Зоологическом музее Д’Арси Томпсона.

«Многие экспонаты достаточно сложны, и требуют многочисленных проходов сканирования с различных углов», – говорит Кэролайн. «К примеру, череп обычно требует, как минимум, два прохода сканирования: один для «верхней» части, один для «нижней». Может потребоваться и больше, если, к примеру, нижняя челюсть сканируется отдельно».

Трёхмерное изображение черепа моржа из Зоологического музея Д’Арси Томпсона, полученное с помощью сканера Artec Eva.

«Черепа могут быть очень сложными объектами для сканирования, в силу наличия большого количества сложных деталей и впадин», – добавляет Кэролайн. «Но, похоже, сканеру Eva по плечу захват большинства этих деталей. Очень серьезным подспорьем является портативность сканера, ведь его можно взять с собой в музей для сканирования экспонатов на месте, с помощью внешнего аккумулятора и ноутбука. Eva очень хорошо снимает текстуры, которые хорошо экспортируются в прочие программы для работы с 3D, такие как Zbrush».

Группа студентов смотрит, как просто пользоваться 3D-сканерами Artec.

Имея положительный опыт работы с Artec Eva и сотрудничества с Патриком Торном, CAHID приобрели сканер Artec Space Spider для оцифровки малогабаритных и более детализированных экспонатов. Кроме того, совмещение большего охвата Eva с большей детализацией Space Spider является идеальным решением для специалистов Центра.

«Это решение позволит нам научить студентов большему количеству приемов сканирования трехмерных объектов, от очень больших, таких как череп слона, и до мельчайших образцов в детской остеологии», - говорит Кэролайн. «До этого мы использовали более простые лазерные сканеры, которые не могли обеспечить такой же уровень детализации, и не могли захватывать цветные текстуры, и это было для нас очень большим ограничивающим фактором. Никогда еще 3D-сканирование не было таким простым и доступным, как сейчас».

Искуственно деформированный череп взрослого человека из коллекции CAHID. Отсканировано с помощью Artec Eva.

В планы CAHID входит оцифровка всех их обширных скелетных коллекций, включая Коллекцию детской остеологии Шойера, которая считается единственным действительным собранием детских скелетных останков во всем мире. Она состоит из останков более 100 детей и подростков, собранных из археологических и исторических анатомических источников. Многие из экспонатов очень хрупкие, поэтому доступ к ним строго ограничен. После оцифровки эти экспонаты станут доступными студентам для изучения в режиме онлайн, а также для работы в аудитории, в форме 3D-отпечатков.

Связаться с нами

Anatomical 3D visualization: Scanning bones to reconstruct the appearance of people and animals

A recent addition to the forensic reconstruction toolkit at the University of Dundee, Artec’s Eva and Space Spider 3D scanners help scientists advance their research.

How much like us did our human ancestors and ancient people look? That’s a question artists and scientists like Caroline Erolin and Dr Christopher Rynn from the University of Dundee, Scotland are trying to get answers to. Caroline and Christopher specialize in anatomical 3D visualization and can reconstruct the appearance of a deceased human based on their skull bones.

Archaeological facial reconstruction is in high demand among museums and documentary film makers. Most recently the face of “Thankerton Man” was reconstructed for the Biggar and Upper Clydesdale Museum in Scotland. Found in a stone cist in the Scottish village of Thankerton in 1970, the skull was radiocarbon-dated to between 2460 BC and 2140 BC and thought to have been that of a man aged 18 to 25.

“Thankerton man,” reconstructed at the University of Dundee. Image courtesy of the BBC

Caroline and Christopher’s work is not limited to archaeological facial reconstruction alone. They actually run MSc’s in Medical Art and Forensic Art and Facial Identification at the University’s Centre for Anatomy and Human Identification (CAHID). They work with policy-makers and are actively involved in medical and forensic casework and facial identification, providing evidence to the UK criminal justice system.

The Centre recently turned to Patrick Thorn & Co., Artec’s UK Gold Partner, to purchase an Artec Eva 3D scanner together with an educational package, as part of the Centre’s move to upgrade its current methods of imaging.

Patrick himself installed the Artec system and conducted a one-day comprehensive training course on it and the capabilities of Artec Studio 3D scanning and post-processing software. His visit to CAHID happened to coincide with the one of a BBC documentary crew, who filmed an episode about facial reconstruction with Christopher for the “Inside Out” program, which covers regional stories and investigations throughout the UK.

A still of Dr Christopher Rynn talking the viewers of the BBC’s “Inside Out” program through the facial reconstruction process. Image courtesy of the BBC

“So far the scanner has been a great hit with the students, who amongst other things are learning forensic facial reconstruction techniques to aid in the recognition of unidentified human remains,” says Caroline Erolin. “The students practice their skills on casts of skulls taken from CT [computed tomography] data of living individuals rather than live cases. However, we now can scan skull bones as well.”

The reconstruction process involves rebuilding the facial anatomy upon the skull. This can either be done in clay upon the cast or digitally modelled onto a scan in the computer. Caroline says that there are a number of advantages to working on a scan: it doesn’t damage the actual skull and once digitized, the layers of the reconstruction can be viewed and modelled independently. Once completed, the final facial reconstruction can be compared to the face of the living individual.

One piece of coursework involves reconstructing the facial muscles in wax to create a detailed and lifelike anatomical model. This piece helps teach the students both facial anatomy and sculptural skills in advance of working on the reconstructions described above. A number of students have used Artec Eva to scan their models and create digital versions that can be shared and interacted with online using Artec’s Viewshape site and other 3D model galleries.

Scan of MSc Forensic Art student coursework (depicting a yawn) in Artec Studio.

Another project CAHID’s staff are involved with is digitizing the D’Arcy Thompson Zoology collection. The University’s Zoology Museum houses many fascinating specimens from around the world. The collection can be browsed online. Most of the specimens were collected by the celebrated Sir D’Arcy Wentworth Thompson, the first Professor of Biology at Dundee and author of the influential 1917 book ‘On Growth and Form.’

The hope is to make the collection more accessible to everyone, including the general public and local population as well as staff and students. Once scanned the intention is to create a virtual online museum where 3D models of specimens can be viewed and interacted with. Some will also be 3D printed so they can be handled at open days and taken to schools.

Caroline scans a gorilla skeleton at the D’Arcy Thompson Zoology Museum.

“Many of the specimens are quite complex and require multiple scans from different angles,” Caroline says. For example, a skull usually requires at least two scans, one for the ‘top’ surface and another for the ‘bottom.’ There may be more if the mandible is scanned separately.”

Scan of a Walrus skull from the D’Arcy Thompson Zoology Museum, made with Artec Eva.

“Skulls can be tricky objects to scan as they contain so many intricate details and concavities,” Caroline adds. “However Eva seems to be able to capture most of these details well. It helps that the scanner is so portable, as it can be taken into the museum for scanning on site with the aid of the Artec battery pack and our laptop. The texture capture of Eva is excellent and exports well for use in other 3D software such as ZBrush.”

Showing a group of students how easy it is to use the Artec solution.

Following up on their successful experience with Artec Eva and cooperation with Patrick Thorn, CAHID have purchased an Artec Space Spider to enable the capture of smaller and more detailed specimens. Plus combining the larger scans of Eva with Space Spider’s finer detail is a perfect solution for the Centre’s specialists.

“It will also allow us to teach our students a wider range of 3D scanning techniques from large specimens such as elephant skulls down to the smallest juvenile osteology samples,” Caroline says. “Previously we used more basic laser scanners that did not capture the same levels of detail or any color texture, which was a limiting factor for us. 3D scanning has never been more affordable and easy to perform than it is now.”

A scan made using Artec Eva, of an adult skull having undergone cranial binding from CAHID’s skeletal collection.

CAHID’s plans include digitizing its extensive skeletal collections, including the Scheuer Collection of juvenile osteology. The Scheuer Collection is believed to be the only active repository for juvenile skeletal remains held anywhere in the world. It consists of the remains of over 100 sub-adult individuals, collected from archaeological and historical anatomical sources. Many of these specimens are very fragile and handling them is highly restricted. By digitizing the collection they will become accessible to students online visually and also as 3D printed specimens for use in class.

Ask a question