Технологии 3D-сканирования Artec помогают поддерживать идеальное состояние военно-морских судов

Кратко: Произвести сложный реверс-инжиниринг важнейших деталей военных судов – от корпуса и двигателя до боевого оснащения. Как правило, чертежей или файлов САПР для таких деталей не предусмотрено.

Задача: Используя наиболее передовую технологию портативного 3D-сканирования, в короткие сроки изготовить запчасти в соответствии с жесткими требованиями заказчика.

Инструменты: Artec Eva, Spider и Artec Studio

Сочетание технологий 3D-сканирования и реверс-инжиниринга делает возможным быстрый ремонт или замену важнейших деталей судов Королевского военно-морского флота Нидерландов.

Голландская компания Marinebedrijf Koninklijke Marine несет ответственность за техническое обслуживание всех военно-морских судов и подводных лодок Королевского военно-морского флота Нидерландов и фрегатов класса «M» бельгийского флота. Компания также занимается изготовлением запчастей для этих судов и модификацией всех деталей, начиная от корпуса корабля до системы вооружения и двигателей.

Marinebedrijf Koninklijke Marine использует 3D-сканеры Artec Eva и Spider, приобретенные у голландского партнера Artec в золотом статусе в Бенелюксе компании 4C Creative CAD CAM Consultants.

“Применение техники 3D-сканирования становится все важнее, поскольку все суда Флота на регулярной основе направляются для обслуживания к нам, – рассказывает Бен Янсен, координатор программного управления в Marinebedrijf Koninklijke Marine. – Зачастую мы не располагаем чертежами или 3D-моделями в САПР деталей, которым необходим ремонт, или систем, для которых требуется изготовить новые запчасти”.

Не располагая 3D-данными или чертежами конкретной детали, специалисты компании Marinebedrijf Koninklijke Marine с помощью  3D-сканеров Artec получают её 3D-изображение, а затем используют сканы в процессе реверс-инжиниринга. Далее деталь изготавливают посредством технологии 3D-печати, трёх- или пятиосевого фрезерования или 3D-сварки.

“Теперь мы можем выполнять работу намного быстрее и точнее, – говорит Бен Янсен. – Все благодаря тому, что теперь в нашем распоряжении для каждого объекта имеется цельная 3D-модель со всеми параметрами. Все это существенно ускоряет и улучшает качество нашей работы, а следовательно, и увеличивает нашу прибыль”.

Специалистам больше не придется пользоваться рулетками и подобными инструментами. Такой способ требовал много времени и не всегда давал точный результат. “Также довольно часто получалось так, что забудешь сделать какое-либо измерение, и приходилось возвращаться к кораблю. Теперь с этим покончено”, - рассказывает Бен Янсен.

Компания Marinebedrijf Koninklijke Marine использует сканеры для различных судов, например, для съемки “Зеленого дракона” – корабля бывшей королевы Нидерландов. Чертежей этого судна практически не сохранилось, поэтому необходимо сканировать то, что осталось от корабля, и моделировать 3D-изображение: заделать трещины, восстановить недостающие фрагменты и изготовить новые детали, чтобы вернуть судну идеальное состояние.

“С 3D-сканированием мы стали работать быстрее и эффективнее, и, без сомнений, теперь мы можем изготовить детали, которые не могли сделать раньше, или могли, но процесс был очень долгим и кропотливым”, – поясняет Бен Янсен.

Еще один пример – проект, в котором специалистам из Marinebedrijf Koninklijke Marine необходимо было восстановить гребной винт-импеллер десантного катера. Такой катер при высадке пехотинцев наполовину корпуса заходит на берег, и когда он дает задний ход, импеллер втягивает со дна песок и мелкие камни. Они ударяются о винт, приводя к множественным сколам лопастей.

Импеллер отсканировали и, используя получившуюся модель в формате STL, запрограммировали роботизированную сварочную установку для выполнения точечной сварки именно на тех участках, где необходимо восстановить поверхность.

3D-сканирование помогает в реверс-инжиниринге сидений высокоскоростных катеров-перехватчиков (FRISC), способных развивать скорость до 80 км/ч, которые используются в ситуациях, требующих оперативного реагирования.

Вследствие частых ударов волны сиденья ломаются и требуют ремонта. Сотрудники Marinebedrijf Koninklijke Marine отсняли одно из таких сидений с помощью 3D-сканера Eva и использовали 3D-данные в построении модели для реверс-инжиниринга, которая будет служить шаблоном для ремонта аналогичных кресел.

“По завершении сканирования мы используем все возможные инструменты в Artec Studio для получения идеальной модели, – рассказывает Бен Янсен. – Если нам требуется внести какие-либо изменения, для которых в Artec Studio нет необходимых инструментов, как, например, добавление отсутствующих фрагментов материала к 3D-модели, мы выгружаем файл в другую программу, где уже можем внести нужные нам изменения”.

По завершении постобработки модель, как правило, выгружается в Spaceclaim – программный пакет САПР для реверс-инжиниринга. А затем создается 3D-файл для трехмерной печати, резки или 3D-сварки. При необходимости изготавливаются 2D- и 3D-чертежи для нужд ремонтного цеха Королевского флота.

“Все эти применения доказывают, насколько важной становится роль 3D-сканирования, - говорит Бен Янсен. – Мы заметили, что как только у тебя появляется такой превосходный инструмент, люди вокруг видят и результат и то, насколько просто создать цифровую копию объекта. Поэтому тоже хотят опробовать сканер в работе”.

Связаться с нами

Using Artec 3D scanning technology to keep Dutch Royal Navy ships in ideal condition

Summary: A challenging task for reverse engineering crucial parts for navy ships, for everything from hulls and engines all the way to onboard weapons systems. Usually no drawings or CAD files for these parts exist.

The Goal: By using the most advanced portable 3D scanning technology, new parts and modifications need to be made to high specifications on tight deadlines.

Tools Used: Artec Eva, Spider, and Artec Studio

The combination of 3D scanning and reverse engineering makes it possible to quickly repair or replace critically important parts of vessels of the Dutch Royal Navy.

Marinebedrijf Koninklijke Marine is a Dutch company responsible for the maintenance of all naval vessels and submarines of the Dutch Royal Navy, as well as M-class frigates of the Belgian Navy. The company also manufactures new parts for those ships and makes modifications of everything from the hulls to weapon systems and even engines.

“The use of the 3D scan technique is becoming more and more important because all ships of the Navy are coming to us for maintenance on a regular basis,” said Ben Jansen, CNC coordinator at Marinebedrijf Koninklijke Marine. “A lot of times we don’t have drawings or 3D CAD files of the things that need to be repaired or where we need to make new parts for existing systems.”

When they have no 3D data or drawings of the part, Marinebedrijf Koninklijke Marine brings in Artec 3D scanners to create a 3D image of the object, and the scan is then used to reverse engineer the object. The part is then replicated using 3D printing techniques, 3-5 axis milling, or 3D welding.

“We are now able to work a lot faster and more accurately,” said Ben Jansen. “Because we now have a complete 3D model, we have all the correct dimensions of every object. It results in a far more efficient way of working and it is faster, so we save a lot of money in these projects.”

The team no longer needs to make measurements with rulers and other tools. That approach was time-consuming and did not always yield accurate results. “Also it was common that you forgot to take certain measurements and had to go back to the ship again. That is now all over,” said Ben Jansen.

Marinebedrijf Koninklijke Marine uses the scanners for a wide range of vessels, for instance, the “Green Drake,” which is a boat of the former Queen of Holland. There are almost no drawings of this boat, and the team can now scan what they have and then make changes to the 3D digital model, such as when repairing cracks or replacing missing parts, and to machine new parts to bring the boat to perfect condition.

“By using the 3D scanning techniques, we can work faster and more efficiently, and of course we are now able to make parts that we could not make in the past or only through a very long and tedious process,” said Ben Jansen.

Another example is the project where they needed to repair the impeller of an LCVP (Landing Craft Vehicle Personnel). This boat sails half up onto the shore when dropping off marines, and when it needs to go in reverse, the LCVP moves backward and the impeller sucks in sand and rocks as well as water. These rocks slam against the impeller, resulting in small pieces breaking off.

The team scanned the impeller, and by using the resulting STL file they programmed their robotic welding system to perform accurate welding of only those exact spots where material needed to be added.

3D scanning is also useful for reverse engineering seats on FRISC-type high-speed boats, which can reach speeds of up to 80 km/h and are used for intercepting purposes.

Because of the high impact from the waves, the seats can occasionally crack and need repair. In a recent project, Marinebedrijf Koninklijke Marine scanned one of the seats with the Eva 3D imager and used the 3D information to create a reverse engineered mold, from which seats are now repaired.

“After collecting data, we are using all the tools available in Artec Studio to get a perfect model,” said Ben Jansen. “If we need to do modifications where Artec Studio does not have the necessary tools, such as adding on material to the 3D model, we export the file over to other software, where we can make the required changes.”

After post-processing, the model is usually exported to Spaceclaim, a CAD package for reverse engineering. And then a 3D file for 3D printing, milling, or 3D welding is created. If necessary, 2D and 3D drawings are made for tool shops within the Royal Navy.

“In all of this, the role of 3D scanning is growing rapidly,” said Ben Jansen. “We noticed that when you have a perfect tool like this, also other people suddenly see the impact and how easy it is to make a matching scan of an object. Then they want to use the scanner as well.”