Реверс-инжиниринг болида Формулы 1 и 3D-печать его мини-копии

Кратко: Британский производитель инструментов задался целью создать небольшую точную реплику болида Формулы 1 с помощью 3D-сканирования и печати.

Задача: С помощью двух 3D-сканеров качественно и быстро оцифровать болид Формулы 1 целиком с учётом мельчайших деталей.

Инструменты: Artec Eva, Artec Studio

3D-сканеры Artec – неотъемлемые инструменты на всех этапах производства. Будь то создание прототипа для реверс-инжиниринга или построение 3D-модели для контроля качества – 3D-сканирование играет важнейшую роль в ускорении рабочих процессов.

Реверс-инжиниринг подразумевает копирование запчастей и компонентов объекта с целью воссоздания или усовершенствования его конструкции. Будь то машиностроение, автомобильная или авиационная промышленность, производство электронных товаров или множество других областей промышленности, реверс-инжиниринг позволяет разобрать цифровую 3D-реплику объекта на запчасти и проанализировать его конструктивные особенности.

Применение технологии 3D-сканирования для реверс-инжиниринга становится всё более популярным благодаря точности получаемых результатов и простоте её использования. 3D-решения Artec обеспечивают поразительную точность и скорость считывания объектов в 3D в то время, как умная программа для постобработки Artec Studio 11 способна автоматически обрабатывать большой объём данных для построения 3D-модели. Более того, мобильность этих устройств позволяет добраться и оцифровать наиболее труднодоступные участки объекта, а в сочетании с портативным аккумулятором дают возможность работать вдали от стационарного источника тока.

Отличным примером использования 3D-технологии для реверс-инжиниринга стал проект производителя инструментов из Бирмингема, запросившего у британских партнеров Artec Central Scanning и ведущего поставщика решений для САПР и АСУП Delcam изготовление масштабируемой 3D-реплики болида Ф1 для ее последующей печати на 3D-принтере в размере около 30 см.

После завершения 3D-сканирования болида полученные данные обработали в программе для реверс-инжиниринга PowerSHAPE компании Delcam.

Завершенная модель болида Ф1 в программе PowerSHAPE.

“Этот 3D-снимок мы сделали для примера того, какого результата можно добиться с помощью двух систем для 3D-сканирования”, - рассказывает Пол Смит из компании Central Scanning.

Корпус автомобиля оцифровали устройством Steinbichler Comet L3D, а другие детали, до которых довольно непросто было добраться с этим сканером, например, руль, подвеска, задний спойлер, боковые зеркала, были отсняты с помощью 3D-сканера Artec Eva.

“Мы выбрали сканер Eva из-за его мобильности и скорости работы, плюс – нам не нужно было использовать маркеры: сканер с лёгкостью удерживал траекторию”, - поясняет Пол.

Фрагмент кокпита в Artec Studio 10.

Болид сканировали в мастерской его владельца в условиях хорошего равномерного освещения, вдали от прямых солнечных лучей, которые, в противном случае, могли бы негативно сказаться на результате оцифровки.

Пол поделился некоторыми ноу-хау, упрощающими оцифровку автомобиля:

“При съёмке независимой подвески воспользуйтесь фоном – поместите, например, лист бумаги с любым изображением на нём за сканируемыми деталями, и тогда сканер без труда в точности скопирует и текстуру, и геометрию подвески”.

Тёмные фрагменты из углепластика вокруг деталей подвески слегка обработали спреем. Его также нанесли и на отражающие поверхности рядом со спойлером, чтобы ускорить процесс.

“Нам очень понравилось работать с Artec Eva: его не нужно калибровать, просто включаешь и сканируешь сложные участки ”, – вспоминает Пол.

Для быстроты большую часть полученных данных обработали в режиме стандартных настроек и без текстуры во время глобальной регистрации. Затем большие объемы данных с Artec и Steinbichler совместили в программе PolyWorks.

Сетка, созданная из полученных 3D-данных.

3D-модель STL размером 250Мб, насчитывающую около 8,5 млн треугольников, полностью разобрали (произвели реверс-инжиниринг) в офисе Delcam в программе PowerSHAPE Pro. Для сложных участков с изогнутыми линиями удобнее использовать поверхностное моделирование, а для формирования более прямых очертаний – твердотельное.

Как объясняет Джеймс Слетер из Delcam, “Передний и задний спойлеры смоделированы как твердотельные элементы путём экструдирования сетки с последующим соединением отдельных частей с помощью простых булевых операций. Вообще эта работа была проделана студентом, проходившим у нас стажировку летом. Чтобы приступить к этому проекту, ему потребовался всего лишь недельный курс обучения. А один из наших опытнейших инженеров в это время работал с более сложными фрагментами, используя поверхностное моделирование. В итоге мы получили детализованную гибридную (так как применялось и твердотельное, и поверхностное моделирование) 3D-модель, которую невозможно было бы создать, будь в нашем распоряжении другая программа. Конечно, самое важное на начальном этапе любого процесса реверс-инжиниринга – иметь точную сетку высокого качества”.

Реплика болида Ф1, изготовленная на 3D-принтере.

Приближенное изображение модели болида Ф1.

Болид был оцифрован в натуральную величину. После уменьшения масштаба некоторые самые тонкие элементы, например, подвеску, спойлеры редактировали в PowerSHAPE. Цифровая копия была отправлена на 3D-принтер Objet Eden 500V для печати с толщиной слоя 0,016 мм.

Связаться с нами

3D scanning for reverse engineering

Artec’s 3D scanners are indispensable tools, used throughout all a product’s lifecycle (PL) stages.  Ranging from creating prototypes to reverse engineering, or making a 3D model for quality control analysis of data, 3D scanning is vital to achieving the fastest workflow.

Reverse engineering involves capturing the technological details and composition of an object in order to augment, improve or recreate it. Used in a variety of industries, such as industrial engineering, automotive, aviation, manufacturing, electronics and many others, it allows replicating the initial object by capturing, analysing and disassembling its digital 3D replica.

The use of 3D scanning for reverse engineering is becoming more popular than ever before, due to the precise results achievable and the ease of use. Artec’s 3D solutions provide both impressive accuracy as well as the ability to capture an object in 3Dat speed, while the smart post-processing software, Artec Studio 11 is able to process large amounts of data automatically in order to create the 3D model. Moreover, due to the portability of the devices, they are able to get to the object’s hard to reach places, and when coupled with the battery pack, do not require a fixed power source.

A great example of using 3D technology for reverse engineering is this project initiated by a Birmingham-based tool manufacturer that tasked Artec’s British partners Central Scanning and a leading supplier of CAD & CAM solutions Delcam with making a scale 3D replica of their F1 car so it could be 3D printed at a size of approximately 300 mm.

The car was 3D scanned, and then the collected data was processed in Delcam’s reverse engineering software package PowerSHAPE.

The finished model of the F1 car in PowerSHAPE.

“This scan was done by us as a test to see what could be achieved using two types of scanning systems,” said Paul Smith of Central Scanning.

The main body of the car was captured using a Steinbichler Comet L3D, and then the driver’s cockpit, steering wheel, wishbone suspension, rear spoiler, wing mirrors and areas that could not be easily reached with Steinbichler Comet were 3D scanned with Artec Eva.

“We selected the Eva because of its portability and speed, plus we do not need to add markers, it easily follows the graphics,” Paul said.

Part of the cockpit in Artec Studio 10.

The car was 3D scanned in the owner’s reception area and workshop; both areas had good stable lighting but no direct sunlight because this would affect the data capture.

Paul has shared with us a few tips on how to capture car parts easier.

“Adding something behind the wishbone suspension units, like paper with graphics, enables the scanner to track the texture and capture the geometry of the thin wishbone,” he said.

There were some dark carbon fibre areas around the wishbones – those were sprayed very lightly. Light reflections around the spoiler areas were also sprayed lightly to ease and quicken the capture.

“We liked using Artec Eva because it needed no calibration and was quick to set up and capture in these tricky areas,” Paul said.

Most of the data was processed using standard settings and without texture during global registration to speed up the process. The Artec and Steinbichler big data sets were then merged in PolyWorks.

The mesh created from the 3D data.

The completed 250Mb STL 3D model, approximately 8.5 million triangles, was then fully reverse engineered at Delcam using PowerSHAPE Pro. Complex doubly-curved regions were most suited to surface modelling, while more prismatic parts could be formed most efficiently using solids.

As James Slater of Delcam explained, “The front and rear fins of the car were modelled as solids, created by taking sections through the mesh, extruding them and then merging the separate pieces together using simple Boolean operations. This work was actually done by a summer placement student, who had only had one week’s training before embarking on the project. Meanwhile, one of our more experienced engineers was tackling the more demanding surface construction needed for the body. The end result was a fully detailed, hybrid surface and solid 3D model that would be virtually impossible to make using any other software. Of course, one of the most important things in any RE project is to have a high quality, accurate mesh to start with.”

The printed 3D replica of the F1 car.

A close-up of the scale model of the F1 car.

The car was surfaced at full size. Once it was scaled down, some of the thinner areas, in particular the wishbones and spoilers were thickened up in PowerSHAPE. The digital copy of the car was then 3D printed on Objet Eden 500V with a print layer of 0.016 mm.

Ask a question