3D-печать индивидуальной маски для сна для пациента с болезнью Грейвса

Специалисты итальянской компании Digital Maison смоделировали маску на глаза для пациента с нарушением сна с помощью 3D-сканера Artec Eva.

Болезнь Грейвса, она же базедова болезнь, возникает, примерно, у 0,5% мужчин и 3% женщин и сопровождается экзофтальмом (смещением вперед одного или двух глазных яблок) – наиболее распространенный симптом этого заболевания. Выпучивание и последующая неподвижность глазного яблока приводит к повышенной слезоточивости, боязни света и сужению поля зрения. Лечение болезни Грейвса проводится медикаментозно, в том числе с применением гормональных препаратов, и, в случае экзофтальма – хирургически.

Пациенты с экзофтальмом

Но операция не исключает возникновение побочных эффектов, одним из которых может стать повреждение сухожилий мышц, поднимающих верхнее веко, что затруднят закрытие глаз, а следовательно, делает сон едва ли возможным.

Подобное произошло с пациенткой 48-ми лет. Через год после операции она стала страдать нарушением сна, которое невозможно было преодолеть с помощью обычной маски для сна.

Контракт на 3D-сканирование и печать индивидуальной маски для сна был подписан с компанией Digital Maison (Турин, Италия).

“Специалисты из компании Kairos 3D, заказавшие эту разработку, знают о нашем опыте 3D-сканирования и готовности участвовать в небольших медицинских проектах, которые расширяют область применения новых технологий 3D-сканирования, моделирования и печати, – рассказывает Паоло Джинолио (Paolo Gianolio), владелец компании Digital Maison. – Наша задача – предоставлять быстрые и доступные решения”.

Для предыдущего проекта Digital Maison сконструировали специальную обувь для пациента с сильной деформацией стопы. В работе были использованы сканер, быстрое моделирование в приложении Rhinoceros и быстрое прототипирование на 3D-принтере Zprinter. 15 лет назад Паоло стал первым исследователем в Италии, написавшим диссертацию на тему 3D-сканеров.

“В этом проекте мы использовали Artec Eva – единственный сканер для небольших и средних объектов, способный уловить все детали поверхности, а также легкий и простой в применении, - делится впечатлениями Паоло. – Его портативность позволила мне произвести сканирование у пациента дома, что явилось большим преимуществом в этой ситуации с психологической точки зрения”.

Сканирование пациента с помощью Artec Eva

Несколько минут сканирования и обработки данных в Artec Studio привели к созданию 3D-снимка лица с точной текстурой:

3D-модель лица пациента, сделанная с помощью сканера Artec Eva, с текстурой и без

С помощью измерительного инструмента в Artec Studio Паоло выявил значительные изменения формы лица в различных положениях тела пациента (лежа и сидя): кожа на самых мягких участках, главным образом, на щеках, смещалась до 5 мм, если пациент вначале находился в положении лежа, а затем сидя.

“Когда конечной целью проекта является разработка устройства, которое идеально подходит для пациента, как в нашем случае индивидуальной маски для сна, важная задача – избежать ошибок на начальном этапе, - объясняет Паоло. – Было очевидно, что для работы нужен скан лица, сделанный в горизонтальном положении. Тем не менее, было очень интересно сравнить два снимка в Artec Studio и увидеть разницу”.

Синим цветом обозначены области, где кожа смещается назад в положении лежа, по сравнению с положением сидя.

Паоло сконструировал 3D-модель маски, смоделировав поверхность в приложении Rhinoceros 5 в режиме 3D-сетки. Маска идеально повторила контуры лица, обеспечив полную светонепроницаемость и покрытие век во время сна.

3D-изображение пациента в маске для сна, созданное в Rhinoceros 5

Перед изготовлением финальной версии маски были опробованы несколько видов материалов в печати по методу наплавления (где принтер производит моделирование послойным наложением расплавленной полимерной нити) на 3D-принтере Delta Wasp. Выбор пал на Bioflex – пластичный материал, способный обеспечить плотное прилегание и высокий уровень комфорта.

Готовая маска для сна, созданная на 3D-принтере

“Разработку, изначально нацеленную на решение проблемы отдельно взятого пациента, можно применить и для других пациентов, страдающих тем же заболеванием, – говорит Паоло. – Сканер позволяет создать абсолютно индивидуальное решение практически в любой области медицины”.

Все кто нуждается в ортопедическом приспособлении, как, например, индивидуальная маска для сна, могут обратиться в Digital Maison для получения подробной информации.

Связаться с нами

3D printing a customized eye mask for a patient with Graves’ disease

Italian company Digital Maison captures accurate geometry of a patient’s face with Artec Eva to design and 3D print an eye mask for alleviating a sleep disorder.

Graves’ disease, a.k.a. Basedow’s disease, affects about 0.5% of males and 3% of females, with exophthalmos (protrusion of one or both eyeballs) being one of the common symptoms. The bulging and consequent immovability of the eye result in excessive lacrimation, photophobia and narrowing visual field. In order to remedy this pathology, treatment generally starts with pharmacological and hormonal therapy for Graves’ disease, and proceeds with surgical intervention for exophthalmos.

Patients with exophthalmos

Surgery can’t be immune from collateral effects, one of which is the possible damage of the tendinous tissue of the levator palpebrae (elevating muscle of the upper eyelid), impeding the closure of the eye and making it hardly possible for the patient to rest at night.

This was the case with a female patient, 48, who, a year after undergoing surgery, started to suffer from a sleep disorder, which could not be alleviated by aids such as sleeping masks or pads.

A 3D scanning and printing service provider in Torino, Italy Digital Maison was contracted to develop a customized eye mask for the patient.

“Kairos 3D, from who we received this job to work on, know our scanning skills and our passion for small medical projects to explore the use of new technologies of 3D scanning, modelling and printing,” says Paolo Gianolio, the owner of Digital Maison. “Our goal is to deliver rapid solutions with low-cost techniques.”

In a previous project Digital Maison designed a special shoe for a patient with severe foot deformation, using a scanner, fast modelling in Rhinoceros, and rapid prototyping on Zprinter. Paolo was one of the first researchers in Italy to write a thesis on 3D scanners 15 years ago.

“For this project we used Artec Eva, the only 3D scanner for small to medium-sized objects capable of capturing surfaces in detail with extreme ease of use and handling,” says Paolo. “The scanner’s portability has allowed me to scan directly at the patient’s house, which was a psychological benefit.”

Scanning the patient with Artec Eva

A few minutes of scanning and data processing in Artec Studio 3D object software yielded a precise, textured 3D image of the face:

The 3D model of the patient’s face obtained with Artec Eva, with and without texture

Artec Studio’s measurement tool enabled Paolo to reveal remarkable deviations in the shape of the face depending on the patient’s position (lying and sitting): the skin on the softest parts, cheeks primarily, can move up to 5 mm if the patient goes from lying to sitting.

“When the final purpose of a project is to develop a device that must fit the face perfectly, like in this case where a sleeping mask needed to be made, it is fundamental to avoid initial error,” says Paolo. “It was obvious to me that I needed to work with the scan of the face in the horizontal position. Nevertheless, it was very interesting to compare the two scans in Artec Studio and see the differences in height.”

The blue color indicates areas where skin is set back in the lying position, compared against the sitting position.

Using surface modeling in Rhinoceros 5 on the 3D mesh, Paolo designed a 3D model of the mask. The orthosis replicated the facial surface to perfection, ensuring the blocking of light and the closing of the eyelids during the night rest.

The 3D model of the patient’s face wearing the eye mask, developed in Rhinoceros 5

The final model saw several material trials with FDM print (fused deposition modeling, where the printer lays down material in layers) on a Delta Wasp 3D printer. The choice fell on Bioflex, a semi-rigid material, able to guarantee tight fit and a high level of comfort.

The 3D printed eye mask

“This project, meant to solve a particular patient’s specific problem, can be applied in similar cases where patients suffer from the same kind of disorder,” says Paolo. “The scanner can help produce a perfectly personalized device for just about any medical purpose.”

Anyone in need of an orthotic device like this eye mask, can contact Digital Maison for details.

Ask a question